|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Кино
21 июня 1962 года в ленинградской семье преподавателя
физкультуры Валентины Васильевны и инженера Роберта Максимовича родился
первый и единственный ребенок – Виктор Цой.
«Последний герой» отечественного рок-н-ролла, с момента трагической гибели
которого многие склонны были считать покойником и собственно отечественный
рок-н-ролл.
А история самой популярной и самой легендарной рок-группы
в нашей истории начинается осенью 1981 года, когда на обломках малоизвестных
команд «Пилигрим» и «Палата №6» образовалось трио «Гарин и гиперболоиды»,
состоявшее из лидера последней Виктора Цоя и двух
участников первой, Алексея Рыбина и Олега Валинского
(гитара и барабаны соответственно). Собственные песни Цой
начал сочинять в конце 70-х – начале 80-х, с приходом «новой волны»,
мгновенно катализировавшей изменения на
ленинградской подпольной рок-сцене. До
возникновения трио Цой успел поиграть на басу с «Автоматическими удовлетворителями»
и выступить на нескольких квартирниках в Москве.
Кстати, трио просуществовало всего несколько месяцев – в ленинградский
рок-клуб Цой и Рыбин вступили уже под названием
«Кино» и будучи дуэтом.
Весной 1982 года на студии Андрея Тропилло выходит
дебютный альбом «45», названный так по суммарному времени звучания песен. В
качестве саунд-продюсера выступил ни много ни мало Борис Гребенщиков; он же с «Аквариумом» и
Майк Науменко с «Зоопарком» оказывали молодому
коллективу на первых порах заметную поддержку. После этого «Кино» - уже
впятером – несколько раз выезжает в Москву, выступает на сцене ленинградского
рок-клуба, а весной 83-го неожиданно распадается.
Единственным документом следующего года становится альбом «46» –
репетиционные записи новых песен Цоя, без его ведома распространенные звукорежиссером Алексеем Вишней.
А в мае 84-го группа «Кино» в составе: Цой, Юрий Каспарян (гитара), басист «Аквариума» Александр Титов и
Густав Гурьянов (ударные) с отрепетированной за два месяца программой
производит фурор на втором Ленинградском рок-фестивале. В ноябре следующего
года Титова на басу заменяет Игорь Тихомиров – и с этого момента состав
«Кино» становится неизменным, а популярность коллектива идет только «в гору».
Группа становится лауреатом еще двух фестивалей рок-клуба,
один за другим выходят альбомы «Начальник Камчатки», «Это Не
Любовь» и «Ночь», на каждом из которых находятся хиты, которые, сидя по
подъездам с гитарами и портвейном, распевает вся советская молодежь. Приз «за
творческое совершеннолетие», полученный «Кино» на фестивале 87-го года,
подтверждает их новый «звездный» статус, хотя главной вехой в их карьере
становится все же альбом «Группа крови», вышедший в следующем, 1988 году.
Параллельное появление фильмов «Асса» (где музыканты сыграли эпизодические
роли) и «Игла» (где Цой исполнил главную)
приносит «Кино» уже поистине всесоюзное признание. В появившихся именно в то
время первых хит-парадах песни Цоя неизменно
занимают первые строчки, группа активно гастролирует по всей стране, а вскоре
начинает выезжать за рубеж: в Данию, Францию, Италию. В конце 80-х страну
охватывает настоящая «КИНОмания».
Следующая пластинка, «Звезда по имени Солнце» (первый и последний альбом
«Кино», записанный в профессиональной студии), закрепляет и без того беспредендентный успех коллектива. В 1989 во Франции
выходит альбом «Последний герой». В июне 1990 года в Лужниках состоялся
очередной суперуспешный концерт самой популярной в
стране рок-группы – как оказалось, последний. 15
августа 1990 года Цой трагически погибает в
автокатастрофе под Ригой (по до
сих пор не подтвержденной версии, Виктор заснул за рулем).
Той же осенью оставшиеся участники «Кино» превращают чудом
уцелевшие в аварии демо-записи последних песен Цоя в «Черный альбом», разошедшийся по стране
невероятными тиражами. Усилиями вдовы Цоя Марьяны
чуть позже выходит альбом его неизвестных песен, а на протяжении 90-х
компания Moroz Records
переиздает все творческое наследия «Кино» на CD.
Что же до еще троих участников коллектива, то Гурьянов музыку покинул, а вот
Тихомиров и Каспарян периодически дают о себе
знать. Так, Игорь Тихомиров в 95-м году стал басистом «ДДТ», а Юрий Каспарян в 97-м отметился совместным проектом с
Вячеславом Бутусовым. Алексей Рыбин долгое время
оставался в тени, пока в 97-м не выпустил альбом кавер-версий
раннего «Кино» под названием «Асфальт».
На протяжении 90-х случалось немало попыток отдать дань памяти великому
музыканту и/или заработать лишних денег на его имени: от откровенных
спекуляций вроде выпуска дичайшего диска «Техно-Цой» до вполне цивилизованных попыток найти что-то
из его творчества, что еще мало кто слышал. В конце 90-х была предпринята попытка воссоздать коллектив с Бекханом Барахоевым в роли
вокалиста – этот малопонятный проект даже дал пару концертов, но вскоре
логично затух. Нет счета книгам, сборникам песен и антологиям, посвященным
«Кино», которые увидели свет за последние десять лет. В сотню лучших песен
века «Всё наше навсегда», составленную слушателями «Нашего Радио», вошли 10
песен великой русской группы, в том числе, «Группа крови», занявшая верхнюю
строчку.
Особый всплеск интереса к группе «Кино» случился в 2000-м году, в
десятилетнюю годовщину гибели Цоя. Рикошет выпустил
сборник римейков и ремиксов на его песни, компания Real Records, воспользовавшаяся
находкой ранее неизданной вещи «Вопрос», издала the
best «История этого мира». Наконец, главным проектом
года стали «КИНОпробы», в рамках которого десятки
лучших групп и музыкантов постсоветского пространства - от «Аквариума» и
Вячеслава Бутусова до «Zемфиры» и Zdob Si Zdub - перепели бессмертные
хиты «Кино».
Ведется много разговоров о том, насколько честны и насколько нужны все
попытки различными способами «воскресить» Цоя. Но сотни поклонников, ежегодно дважды – в день рождения и в день
гибели кумира – собирающиеся у стены Цоя на Арбате,
и разного рода постройки, выдержавшие не один капремонт, но, как и десять лет
назад, зачастую пестрящие фразой «Цой жив»,
убеждают: воскрешение «последнему герою» не нужно ни в прямом, ни в
переносном смысле.